Главная » Интересно » Хохломская роспись

Хохломская роспись

Хохломская роспись

Хохломской художественный промысел не только самый красочный из всех видов росписи по дереву, но и самый популярный. Он возник во второй половине XVII века.

Своим возникновением, как считают исследователи, промысел обязан старообрядцам, бежавшим в леса Заволжья от гонений патриарха Никона.

К середине XVII века обозначились расхождения между византийской и московской православной традицией. Это объясняется наличием в Византии X века (время Крещения Руси) двух обычаев исполнения церковных преданий (характер крестного знамения, направление движения крестного хода, сугубой или трегубой аллилуйи и т. д.). В Московском государстве получил развитие один обычай, а в Византии – другой.

Тем ни менее Москва ориентировалось на Византию как общепризнанный культурный центр. Хотя Византия была порабощена Турцией, московский царь Алексей Михайлович считал себя наследником Византии, защитником православия, а, возможно, его освободителем. В этом случае он мог бы занять Константинопольский престол. Кроме того, в это время к Московскому государству присоединяется Малороссия, православные традиции которой были максимально приближены к Византийским.

Все это подтолкнуло патриарха Никона к проведению в России церковной реформы, которая началась в 1653 году. Она вызвала протест священнослужителей и народа, а затем раскол церкви. Противники патриарха Никона — протопопы Аввакум Петров и Иван Неронов. Их последователей стали называть старообрядцами (сторонники старой веры). В 1656 году на них была провозглашена анафема. Большой Московский собор 1667 года, подверг анафеме всех противников реформ. Их стали называть раскольниками и преследовать.

Чтобы скрыться от преследований противники новой веры бежали в леса, в том числе и Заволжские. Здесь на берегу Волги они строили свои поселения.

Место было хорошее. Волга как важная транспортная артерия, способствовала развитию торговли. Сюда везли товары с севера и юга России, с Урала, с Украины, из Азии и Сибири. Здесь проводились шумные ярмарки. Чтобы иметь дополнительный доход, заволжским крестьянам было выгодно изготовлять какие – либо изделия на продажу. Материала в лесах было предостаточно. Крестьяне, производящие один и тот же товар старались селиться рядом. Все это способствовало возникновению и развитию народных промыслов. Каждый промысел имел свою специфику и отличался виртуозностью и мастерством исполнения.

Территория Заволжья представляла собой огромную мастерскую. Каждую неделю крестьяне свозили свой товар в крупное торговое село. Здесь можно было купить практически все. Славились изделия с резьбой и росписью. Так же в наше время оптом раскраски по номерам вы можете посмотреть по ссылке.

В Заволжских лесах и возник Хохломской промысел расписной деревянной посуды. Своё название он получил от большого торгового села Хохлома. Росписью посуды занимались переселенцы — старообрядцы сел: Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Семино. Среди них можно было встретить мастеров рукописной миниатюры и иконописцев. Занимаясь росписью домашней утвари, они внесли в изготовление изделий некоторые иконописные технологии, например, получение золотого цвета, а также рисунки иконописных графических, травных орнаментов, которые нашли отражение в хохломских узорах. Некоторые мотивы были заимствованы из заставок древних рукописей.

Слияние народной декоративной традиции, восходившей к искусству Древней Руси, и технологии, орнаментальных основ иконописи и рукописной миниатюры привели к возникновению в Заволжье изумительного по красоте хохломского художественного промысла росписи по дереву.

Крестьяне не могли использовать дорогую посуду из серебра или золота. Она вынуждены были пользоваться деревянной посудой, которая обязательно расписывалась. Делалось это не только из эстетических, но из практических целей для предохранения посуды от растрескивания. Её покрывали олифой, расписывали, иногда с использованием золота, но посуда все таки была недолговечной. Иконописцы из старообрядческой среды научили местных крестьян «вызолачиванию» изделий. Золото издавна на Руси символизировало свет. Но, чтобы создать эффект золота на деревянной посуде, потребовалось не одно поколение мастеров. Технология золочения изделия сложная. Она требует от мастера большого опыта. Традиции росписи бережно хранили, передавая из поколения в поколение.

К XVIII веку золотые изделия хохломского промысла получили известность не только в России, но и за ее пределами.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.